г. Минск, ул. К. Маркса, 32

По вопросам
поступления:

Учебный отдел:

+375 (29) 364 66 74

+375 (29) 668 11 62

+375 (29) 848 02 23

По вопросам оплаты:

Принципы построения новой модели государственного регулирования

Представляется, что новая модель государственного регулирования должна основываться на следующих теоретических принципах.

Во-первых, предприятие, в том числе и государственное, выступает товаропроизводителем, а социалистическая экономика есть планомерно организуемое товарное хозяйство, в котором рынок и товарно-денежные отношения являются сутью хозяйственного механизма. Это значит, что любые формы воздействия на предприятие, в том числе и со стороны государства, должны носить экономический характер. Введение паллиативов, сочетающих экономические и административные методы, нарушает целостность и сбалансированность системы, не позволяет достичь желаемых результатов. Во-вторых, необходимо отказаться от традиционной модели государственного директивного плана как «оплота» государственно-централистской модели экономики. В-третьих, система государственного регулирования должна исходить из специфики социалистического рынка, характеризующегося интенсивным развитием предприятий различных форм собственности. С одной стороны, должен быть реализован принцип равноправности партнеров на рынке. С другой — государственные предприятия будут более, чем другие товаропроизводители, испытывать государственное вмешательство, включая прямое государственное регулирование деятельности. Для обеспечения централизованного регулирования необходимо разделять функции государства как собственника ресурсов и предприятия как фактического полномочного владельца, распоряжающегося и использующего государственное имущество на определенных экономических условиях, определяемых непосредственно собственником. Таким образом, государство реализует функцию собственности, не распространяя свою компетенцию на функцию владения. Это — четвертый принцип государственного регулирования. И, наконец, пятый, государство осуществляет регулирование экономики на основе законов, то есть осуществляет законоправное регулирование рынка. Закон должен также оберегать хозяйственников от государственно-ведомственного монополизма, ставить границы огосударствлению хозяйственной жизни, бюрократизации и внеэкономическому принуждению.

Отказ от традиционной модели государственного централизованного плана, основанного на сквозной иерархической соподчиненности материальных планов, вовсе не значит, что в экономике будут господствовать стихия и анархия. Демократический характер государства не означает стихийности развития. И совершенно очевидно, что план является не самоцелью, а средством обеспечения целенаправленности развития народного хозяйства. Сложность ситуации состоит в том, что нужно решительно отказаться от исторически сложившихся стереотипов планирования, его «ключевых» звеньев, таких, например, как принцип сквозного планирования, отраслевая структура плана, планирование от достигнутого уровня, директивность и адресность планирования, примат объемных показателей, искажающих реальные экономические процессы. В новых условиях государственный план должен представлять собой совокупность общенациональных целевых комплексных программ и их финансового обеспечения. Между тем отношения хозяйственных субъектов «свободных» сфер экономики регулируются, с одной стороны, системой горизонтальных связей (вместо вертикальных) в виде хозяйственных договоров, с другой — правилами хозяйствования, определенными законами, плановыми ориентирами и стимулами. В этом случае план превращается из бюрократически-административного предписания в активный экономический рычаг. Перейти поиграть в игровой автомат Lotoru можно по этой ссылке.