г. Минск, ул. К. Маркса, 32
+375 (29) 636 65 85
г. Минск, ул. К. Маркса, 32
Гаджеты уже прочно заняли свое место в нашей повседневной жизни. Даже более того, наша жизнь без гаджетов и вовсе немыслима, и потому вдвойне интересно попробовать предположить, что именно ожидает нас в будущем. Какое развитие получит «интернет вещей», какими устройствами мы все будем пользоваться в скором времени? Обо всем этом читайте далее.
Одна из самых интересных тем – именно «Интернет вещей, о котором разговоры идут уже несколько лет. «Интернет вещей» делает возможными новые функции для различных обыденных вещей, превращая практически все в носимую электронику. Сам термин «носимая электроника» (англ. – wearable electronics) появился примерно 10 лет назад, при том, что устройства, которые относятся к этому классу, присутствуют в продаже уже достаточно давно. Первыми подобными устройствами стали обычные электронные наручные часы. Далее уже появились мобильные телефоны, а затем – мультимедийные плееры. Сегодня к этому классу техники уже относят абсолютно все электронные устройства, которые пользователь носит на своем теле, встраивает в одежду или аксессуары – такие устройства, как перчатки и обувь, головные уборы и украшения.
Одна из самых простых разновидностей wearable electronics – это «умная» ткань, она же одежда (smart fabrics). Из наиболее простых вариантов можно отметить разгрузочную жилетку, ориентированную на любителей гаджетов, которую выпускает компания ScotteVest. Жилетка отличается тем, что на ней предусмотрено не просто много карманов, но и есть специальные внутренние пространства для проведения проводов и кабелей. Есть и более изощренные решения, когда в одежду встраиваются датчики для разных целей: начиная с медицинских и спортивных, до мониторинговых и охранных. Правда, часто такая одежда имеет узкую специализацию и весит она достаточно много.
Конструирование одежды, которая обладает встроенной электроникой для работы с гаджетами – это также популярное направление современной моды. При увеличении уровня интеграции и миниатюризации электроники мы сможем получить в итоге полностью встроенную в одежду специальную электронную систему, которая будет включать электронные модули, различные межмодульные соединения, а также интерфейсы для ввода информации, индикаторы и датчики. Возможен вариант, когда непосредственно в одежду встраивают источники питания. Это уже второе поколение smart fabrics, которое отличается более высоким уровнем интеграции и имеет собственный термин SFIT (Smart Fabric and Interactive Textile). Широкому распространению в данном случае мешает только пока еще небольшая ниша применения и отсутствие широко принятых стандартов. Но нужно учитывать, что электроника просто совершенствуется очень быстро, и стандарты техники и моды часто банально за ней не успевают.
Одной из наиболее популярных сфер использования smart fabrics можно назвать область обеспечения личной безопасности пользователя. Это и наиболее элементарный и простой вариант – возможность подачи сигнала SOS, и туфли, оснащаемые встроенным электрошокером, который приводится в действие специальной тревожной кнопкой на пульте ДУ, который уже спрятан в ожерелье. Также представлены сегодня и бейсбольные кепки со встроенным видеорегистратором, и очки, укомплектованные видеокамерой.
Точно не ясно, можно ли умные автомобили относить к области носимой электроник. Однако не секрет, что авто в последние годы все стремительнее становятся эдакими гибридами ПК и гаджетов. Каждое новое поколение авто постоянно показывает все большую интегрированность современных технологий, среди прочего – и технологий для удаленной диагностики, для телематики, а также для самоуправляемости и различного обмена данными (инфотейнмента). Множество разнообразных сторонних приложений, сложность этих систем и растущий постепенно объем обновлений раньше мешали организовать качественную проверку систем автомобиля на разнообразные киберугрозы, а также – на возможные архитектурные либо программные ошибки.
Теперь же автомобили уже готовы полноценно защищать данные своих владельцев. К примеру, на форуме New Mobility World / IAA 2017, проходившем во Франкфурте, компании «Лаборатория Касперского» и AVL показали новый прототип модуля для безопасного соединения (Secure Communication Unit – SCU), который создан специально для подобных автомобилей. При их большом удобстве автомобили все равно потенциально остаются уязвимыми для злоумышленников. Потому именно SCU-модуль, надлежащим образом защищенный и полностью безопасный будет единой точкой для входа/выхода коммуникаций и подключений всех автомобильных систем.
Также напомним, что в наше время «умные» автомобили — это гораздо больше, нежели смесь из транспорта, искусственного интеллекта и робота. «Умные» автомобили сегодня подразделяют на:
Сегодня под «умными» авто подразумевают именно машины, которым не требуется водитель, а также машины разработки Google, которые обладают своим собственным набором из датчиков, обеспечивающим таким авто удобное перемещение по дорогам. При этом машины Google не оснащаются рулем и педалями. Также и автомобиль, с которым вы можете поговорить (к примеру, при помощи приложения Siri) вы тоже можете смело назвать «умным». Кроме того, в будущем можно будет управлять некоторыми машинами при помощи wearable electronics.
Если вы хотите встраивать электронные схемы и проводники в разнообразные приборы или в одежду – вы должны добиться, чтобы они были не просто очень гибкими, но и предельно эластичными. Технологии «электронной ткани» и особой «гибкой электроники» (flexible electronics) связаны как друг с другом, так и с теми же «умными» автомобилями. Данные технологии подразумевают выпуск совершенно новых методов и материалов для создания особых электронных схем на гибких подложках.
Чтобы компоненты можно было встроить полноценно в структуру ткани (сидения машины или одежды), потребуются гибкие клавиатуры и дисплей, гибкие датчики температуры и давления. И сегодня все это уже существует.
Тенденция встраивать различные гаджеты в обыденные вещи уже добралась и до обуви, например, из домашних тапочек вы легко сможете сделать пылесос. В подошвах таких тапочек размешают сопла пылезаборников, а также специальные контейнеры для пыли. Кроме того, тапочки оснащены источником питания и особым миниатюрным электродвигателем с воздушной турбинкой. Как предполагается, такие же устройства можно встраивать в другую обувь, например, в солдатские сапоги, чтобы поддерживать чистоту в казарме.
Специальные электронные носимые системы для навигации позволяют обеспечить получение координат на местности, помогая подобрать наиболее правильный маршрут во время движения, а также позволяют обеспечить передачу информации для оказания в опасных ситуациях электронной помощи. Часто такие системы применяют в военных целях.
К примеру, относительно недавно Honeywell показала линейку магниторезистивных датчиков, на основе которых реализуются маленькие навигационные модули, оснащаемые GPS-приемниками, которые располагаются в поясе. Особый алгоритм позволяет учитывать абсолютно любые движения человека: бег и ходьбу, боковое смещение, а также движение задним ходом и ползание, учитывается даже топтание на месте.
Автоматический компас позволяет определить положение тела оператора — лежит он либо стоит. Небольшое энергопотребление позволит вам носить при себе устройство активированным постоянно. Барометрический высотомер сможет определить номер этажа во время движения объекта в здании. Программное обеспечение при этом можно модифицировать дистанционно, «по воздуху». Без всех этих технологий современный солдат вполне может себя чувствовать незащищенным.
Отметим и встроенную солдатскую систему Land Warrior – она появилась свыше 15 лет назад. Тогда такая система подразумевала компьютер, встроенный в униформу, плюс разнообразные рации и системы управляемого оружия. Land Warrior также подразумевала окологлазный микродисплей (да, практически как у Терминатора), который встраивался в шлем солдата. Система навигации при этом была встроена в пояс и в ботинки. Все данные устройства между собой соединялись каналами связи. Благодаря им солдат может передавать разнообразные голосовые команды и цифровые данные, и даже отправлять изображения, как другим солдатам из своего подразделения, так и командирам.
Сегодня постоянно появляются и новые виды нательной одежды для военнослужащих, которая оснащена «умными функциями» (smart shirt). Такая одежда включает систему датчиков, которая нужна для мониторинга положения и состояния: измеряется локальная температура тела, учитываются пульс и ЭКГ, а также берутся в учет наличие ожогов или ранений, плюс учитывается и целостность. Нательная рубашка пронизывается специальными оптоволоконными нитями, позволяющими, к примеру, косвенно проводить контроль целостности кожного покрова, ведь при проникающих ранениях будет нарушена и локальная проводимость этой сети. Определяется также положение возможных зон поражения на теле солдата осколками либо пулей, одновременно определяется тип ранения. В одежду при этом встраивают микро-шприцы, которые обладают электронным управлением, от автономной носимой компьютерной системы или удаленно, с терминала командира отряда. Микро-шприцы служат для введения антишоковых препаратов и разнообразных противоядий. Активация шприцов может проводиться и самим бойцом, вручную, и при помощи команды с блока носимой электроники, либо даже по радиоканалу из терминала командира, на основе показаний датчиков (пригодится, если боец потерял сознание по причине контузии или ранения). «Умная одежда» может совмещаться и с бронежилетом. Стоит учитывать при этом, что защитная одежда включает армированные силовые элементы, а также встроенные датчики пульса, механических повреждений «брони» и температуры тела.
Кстати, к «умной одежде» можно отнести и современные экзоскелеты, создаваемые для военных и для тех, кто обладает ограниченными возможностями. Такие экзоскелеты позволяют удачно дополнять и заменять недостаточные возможности людей.
Отметим также, что носимая электроника – это все-таки лишь этап при переходе к электронике, которая непосредственно встраивается в тело человека. Работы в этом направлении также ведутся. Но сможем ли мы в итоге управлять электроникой просто силой мысли? И не превратимся ли мы при этом в своеобразные придатки машин? Сегодня об постоянно идут споры между философами и инженерами, врачами и дизайнерами, педагогами и специалистами по безопасности.
Другие интересные статьи и последние новости вы можете прочитать на нашем сайте. Также здесь вы можете найти подробную информацию о курсах Академии по различным направлениям: backend разработка, blender с нуля, курсы frontend разработки (подробнее здесь), java обучение, курсы python, курсы ui ux дизайна, и других.