г. Минск, ул. К. Маркса, 32
+375 (29) 636 65 85
г. Минск, ул. К. Маркса, 32
FireWire — IEEE 1394, это стандарт интерфейса, который отличался высокоскоростной связью и мог похвалиться поддержкой изохронного трафика. Стандарт являлся интересным уже потому, что над ним сообща работали компании-конкуренты – Sony, Apple, IBM. В итоге получился унифицированный стандарт для индустрии в целом. Более того, если бы потенциал FireWire был реализован полностью – стандарт этот заменил бы SCSI и все порты и кабели, которые мы привыкли видеть возле задней стенки наших ПК.
Этому не суждено было случиться – компания Apple, ведущий создатель FireWire, убила стандарт до того, как он успел по-настоящему завоевать популярность.
Майкл Джонас Тинер, который в свое время был главным архитектором FireWire, вспоминает, что начиналось все в 1987 году. Тогда как раз начали ходить разговоры о создании нового поколения архитектур внутренних шин передачи данных. Шина – канал, благодаря которому разные данные способны передаваться между составляющими компьютера, внутренняя же шина требуется картам расширения, например, научным инструментам или выделенной обработке графики.
Институт инженеров электротехники и электроники (IEEE) заметил, что параллельно ведутся попытки создать сразу три несовместимых стандарта — VME, NuBus 2 и Futurebus. И организация предложила разработчикам объединить силы. Председателем проекта назначили именно Тинера. Предполагалось, что проект сможет объединить индустрию вокруг единой архитектуры последовательной шины. Последовательная – это означает, что передача будет производиться по биту за один раз, а не одновременно по несколько бит – параллельная передача при той же частоте будет быстрее, однако накладные расходы у нее будут выше, и во время увеличения частот возникнут проблемы с эффективностью.
Сравнительно быстро появились люди, в том числе и человек по имени Дэвид Джеймс, утверждавшие, что и им последовательная шина также нужна. Однако им также было нужно, чтобы от нее были отводы для соединений с низкоскоростными устройствами, такими как клавиатуры, мышки и дисководы.
В Apple Тинер пришел на работу в 1988 году. Вскоре компания начала искать преемника Apple Desktop Bus, ADB, которая применялась для низкоскоростных устройств, таких как мышки и клавиатуры. Apple хотела, чтобы следующая версия также поддерживала передачу аудиосигналов, и у Тинера было то, что требовалось.
Однако первый прототип FireWire был чересчур медленным. Первыми вариантами предлагалась скорость в 12 мегабит за секунду (1,5 Мб/с); Apple же хотела 50 мегабит за секунду.
Для решения проблемы смешанного использования, Тинер вместе с Джеймсом, который также уже работал в Apple, придумали изохронный метод передачи. Он подразумевал передачу через регулярные интервалы. Так гарантировалось время прибытия данных и устройство получало возможность эффективнее обрабатывать сигналы с большим битрейтом. Новый метод передачи стал идеальным вариантом для мультимедиа, к примеру, для профессиональной работы с аудио- и видеоконтентом, для чего нужно было специальное железо.
Apple также придала группе инженеров Флорин Опреску и Роджера ван Бранта для того, чтобы провести разработку физического уровня – электрических сигналов и проводов. Именно ван Брант догадался, что от оптики можно отказаться, взяв вместо нее скрученные провода. Потому получилось добиться дополнительной скорости, не увеличивая стоимость.
Примерно в то время IBM искала замену SCSI, и Тинкер со своими коллегами решили объединить усилия с IBM. Это было сделано, однако IBM уже хотела получить скорость в 100 Мбит/с. И для того, чтобы добиться увеличения пропускной способности, решено было заручиться поддержкой STMicroelectronics, которая могла увеличить пропускную способность кабеля вдвое, используя хронометрирование под названием DS-кодирование.
Далее нужен был коннектор. Причем разработчикам было получено сделать его уникальным, чтобы любой человек мог, посмотрев на него, сразу же сказать, что именно перед ним. Один из экспертов Apple отметил, что уникальным видом обладает кабель приставки Game Boy, и если поменять контакты местами – он будет выглядеть уникально.
Итоговая спецификация была принята в 1995 году как IEEE 1394. Скорость работы допускалась ей до 400 мегабит (50 Мб) в секунду, в обоих направлениях одновременно и по кабелям до 4,5 м. Кабели питали подсоединенные устройства током до 1,5 А (и до 30 В). На одной шине размещалось до 63 устройств, которые позволяли подключение либо отключение «на лету». Всё настраивалось в автоматическом режиме сразу после подключения. Плюс у FireWire имелся собственный микроконтроллер.
Похвалы компания Sony заслужила уже потому, что помогла выйти технологии на рынок. В 90-х годах Apple большую часть времени находилась в хаосе. Времена были сложными и для FireWire, которую не хотели добавлять в Мак. Нужно было, чтобы индустрия приняла эту технологию – и тогда ее можно было бы добавить в Мак.
Неожиданно для всех новый стандарт поддержала Sony. В это время японцы как раз пытались завоевать новый рынок – рынок цифрового видеоконтента, расположенный немного ниже профессионального. Тогда разрабатывался новый стандарт DV, и в работу над новыми устройствами также была приглашена и Apple – именно из-за FireWire. Через год вышли первые DV-камеры, поддерживающие соединение через FireWire.
В 1996-м году стандарт поддержала Intel, которая хотела добавлять его в собственные чипсеты. Это значило, что FireWire появился бы во всех ПК. Примерно в это же время большая часть команды FireWire покинула Apple по причине все еще продолжавшегося внутреннего хаоса.
Но для стандарта все складывалось вполне радужно. У технологии были отличные отзывы в прессе, она взяла Emmy и, как казалось, скоро FireWire будет присутствовать в каждом ПК и будет интересна профессионалам мира аудио и видео для постоянного использования. А компании, выпускающие HDD, начали переходить с SCSI на FireWire для внешних устройств. Начались переговоры о том, чтобы разместить стандарт в домашних сетях, цифровых телевизорах, космических аппаратах и вообще везде, где сегодня мы видим USB. С января 1999 даже Apple приступила к встраиванию FireWire в Маки, для чего пользователям нужно было покупать специальные карты расширения.
Ситуация Apple в то время была очень плохой. По решению Стива Джобса, Apple начала требовать по $1 за каждый порт FireWire (для устройств с двумя портами — $2, соответственно). Сделано это было для того, чтобы больше заработать на стандарте.
В результате Intel отказала стандарту в поддержке, и поддержала USB 2.0, с максимальной скоростью 30-40 Мб/с. Уже через месяц Apple уменьшила плату до 25 центов на одну систему, однако Intel уже не собиралась возвращаться.
Это оказалось главным и самым болезненным ударом по FireWire на ПК. Положение не спасли ни улучшенные версии технологии (FireWire 400 и FireWire 800), а также не смогла его спасти Apple, которая применяла технологию в первом поколении iPod. С рынка ПК FireWire ушла в нулевых годах. Последний Мак с портом FireWire вышел в 2012 году. Сегодня это уже устаревшая технология, место которой на рынке уже занял Thunderbolt в верхнем сегменте, и USB-C-стандарт, оба поддерживаются Apple. и скорости в сетях настолько велики, что потребности в FireWire уже не наблюдается.
К сожалению, на момент появления FiteWire Apple уже не была инноватором, а старалась просто выжать максимум из того, что имела. Эта политика и сгубила стандарт.
На нашем сайте вы можете найти другие полезные статьи и новости, узнать о предстоящих событиях и бесплатных открытых уроках, митапах, а также ознакомиться с подробной информацией об актуальных курсах Академии: бэкенд разработки, blender для начинающих, курсах frontend разработки, java обучении, курсах python, курсах ui ux дизайна, и других.