г. Минск, ул. К. Маркса, 32
+375 (29) 636 65 85
г. Минск, ул. К. Маркса, 32
Первый городской детский турнир по робототехнике прошел в Минске 25 мая. 23 команды учили роботов своеобразной версии хоккея. IT.TUT.BY понаблюдал за турниром и узнал о перспективах школьной робототехники.
Бесплатный как для посетителей, так и для участников турнир прошел на базе минской гимназии № 50, его организаторами выступили ЕРАМ и репетиторский центр «100 баллов» при поддержке Coca-Cola. За турниром наблюдали около 250 зрителей.
В турнире участвовали команды гимназий № 10, 37 и 50, школ № 30, 42 и 191, центра «100 баллов», ITransition, компьютерной академии ШАГ и Школы робототехники. Особо организаторы отметили команды из Орши — о соревнованиях они узнали за пять дней до старта, но выступили вполне достойно.
Роботы, использовавшиеся на турнире, — не радиоуправляемые игрушки. Они собираются из набора LEGO Mindstorms, куда входят моторы, манипуляторы, сенсоры и датчики, шасси. Дети не только собирают роботов, но и сами пишут программы на специальном языке программирования LabVIEW.
По регламенту турнира роботов нужно собирать и программировать предварительно, во время самого «матча» вся связь машины с внешним миром должна быть отключена — робот принимает решения «самостоятельно». Он не «знает», где будут стоять препятствия, но их «видят» его глаза — датчики цвета и расстояния. На «хоккейном» турнире задача робота — пройти защитников в виде банок колы (вытолкнуть их из цветного круга) и пронести шайбу в ворота. Правила соревнования напоминают Всемирную олимпиаду роботов.
Как и в хоккее, соревнования длились три периода, но для определения победителей понадобилось два овертайма. Участники разделяются на группы до 13 и старше 13 лет. В младшей возрастной группе весь пьедестал заняли команды Школ робототехники, в старшей золото взяла команда академии «ШАГ».
Сооснователь компании EPAM Леонид Лознер выступил в роли главного судьи соревнований. Среди участников был и его сын (Леонид обещал судить его не менее строго), который с удовольствием обучается робототехнике.
Он не считает, что занятия в робокружках обязательно определят будущую профессию ребенка: «Робототехника многогранна — это и конструирование, и программирование, и развитие творческой энергии. Соревнования, решение проблем. Главное, чтобы дети почувствовали, что в жизни есть что-то не менее интересное, чем игра в танки».
Соревнованиями, по его словам, заинтересовались не только дети, но и родители: были и те, кто активно обсуждал регламент с судьями, родители помогали детям готовиться к соревнованиям. Но не родители заставляют детей заниматься робототехникой — занятия в кружках всегда длятся дольше, чем планируется, дети сами не хотят уходить.
Его собственный сын с большим удовольствием занимается в кружке, хотя после занятий не проявляет сильного интереса к роботам: «Пока он на кружке, пока это групповое занятие, пока есть конкуренция, ему интересно. Иногда я ему звоню во время кружка — по голосу понятно, что он увлечен, ему не до того. Но дома у нас тоже есть робот — предложение позаниматься вне кружка не находит отклика». Леонид считает, что это закономерно и кружки индивидуальными занятиями заменять нельзя.
В каждой белорусской школе невозможно организовать кружок робототехники. Но Леонид мечтает о создании независимой и некоммерческой ассоциации школьной робототехники. Такие ассоциации представляют страны на международных соревнованиях.
В мае прошлого года IT.TUT.BY наблюдал за похожими соревнованиями в гимназии № 37, где вместо хоккея роботы сражались в сумо. Тогда Игоря Белевича мы представляли организатором Школы робототехники — сегодня в Минске под его руководством действуют уже шесть таких школ.
«В нашей стране интерес к образовательной робототехнике неожиданно высок. Я рад, что родители понимают полезность этого, что появляются школы — последователи нашей идеи», — рассказывает он. «Раньше многие родители думали, что дети ходят к нам играть с конструктором, который продается в любом магазине, что это такое развлечение. На самом деле, первоклассник на третьем уроке уже может написать программу».
Важно, что интерес проявляет и Министерство образования. Совместно с РДУиРУПО Школа робототехники разрабатывает проект программы национального проекта на пять лет по образовательной робототехнике. «Мы готовы передать министерству все наши наработки, программы, помочь готовить учителей», — по его словам, уже планируется центр подготовки учителей на базе МГИРО с выдачей сертификатов гособразца.
Хотя все это было достигнуто за год, Игорь утверждает, что школы робототехники — труд нелегкий. Как и все в мире IT, программы быстро устаревают, все время приходится искать новые решения. Вскоре к программам Школ робототехники добавится пневматика, возобновляемые источники энергии.
«Хочу попросить всех: не надо стоять на одном месте. Не нужно копировать друг друга. Ищите разные варианты! Несмотря на то, что роботы LEGO — отличное решение, нужно вносить разнообразие в учебную программу, своевременно модернизировать и изменять ее, расширять учебную материально-техническую базу, а так же подходить творчески к подготовке каждого учебного занятия», — утверждает он.
Самым молодым участником соревнований был семилетний Ян. В отличие от других команд, состоявших из двух детей, он выступал в одиночку (его команда и называлась «Ян и робот»). Как рассказала его мама, Ян сам нашел в интернете информацию о курсах в ITransition и сам просил записать его на занятия.
Самый крутой робот, которого он собрал и запрограммировал, умел самостоятельно ходить. Тот робот, с которым он участвовал в соревнованиях, ездит на шасси, различает цвета и знает расстояния до объектов. Второй человек в команде пригодился бы, но Ян и сам справился с заданиями.
«Мне нравится. Это очень круто, программы писать интересно», — утверждает юный робототехник. Он начал заниматься только в этом году, но писать программы для роботов ему уже не сложно. Когда Ян вырастет, он хочет стать программистом и не уезжать за рубеж, а работать в Беларуси.